Воскресенье, 01.12.2024, 06:30
Приветствую Вас Гость | RSS

Зырянов Александр Васильевич

Категории раздела
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 1
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Творческий учитель - творческий ученик

Сегодня нельзя найти ни одной сферы человеческой деятельности,не связанной с физической культурой,поскольку физическая культура и спорт общепризнанные материальные и духовные ценности общества в целом и каждого человека в отдельности.

Не случайно все последние годы всё чаще говорится о физической культуре не только как о самостоятельном социальном феномене,но и как об устойчивом качестве личности.Исторически физическая культура складывалась прежде всего под влиянием практических потребностей общества в полноценной физической подготовке подрастающего поколения и взрослого населения к труду. Вместе с тем по мере становления систем образования и воспитания физическая культура становилась базовым фактором формирования двигательных умений и навыков.

К сожалению всё увеличивается число учеников,освобожденных от занятий физической культурой.Да и большинство не видит интереса в данном предмете. Поэтому для учителей становится всё более актуальным вводить новые методики занятий,оценок в свои уроки чтобы заинтересовать учащихся. Именно поэтому тема инноваций и творчества в деятельности педагогов по физ.культуре актуальна на сегодняшний момент.

Вообще учительский труд - дело прежде всего творческое.

Не секрет,что исследовательское,поисковое начало присуще и повседневной педагогической работе учителя физической культуры.

Ответственность за будущее страны ляжет на плечи подрастающего поколения. Выпускники школ должны быть идейно убеждёнными борцами, готовыми к творческому труду, имеющими высокий интеллектуальный потенциал и отличную физическую закалку. За всё это в полной мере несут ответственность и учителя физической культуры.

Современный учитель понимает,что педагогический процесс важно рассматривать не как две деятельности - учителя(обучающего) и ученика(обучающегося), а как деятельность совместную как взаимодействие учителя с учениками.

Увлеченность и включенность учащихся в процесс физического совершенствования не возникает в условиях простого исполнительства. Ученик, относящейся к учителю только как задающему и контролирующему работу, к сожалению очень часто может отлынивать от выполнения полученных заданий. Он отнюдь не всегда будет делать упражнения, если увидит, что учитель в данный момент его не контролирует.

В освоение новых упражнений ученик при этом включается формально,лишь выполняя задания, но сам по себе не ставит цель освоить упражнения.

Установлено что творческие действия учеников наиболее эффективно осуществляются в условиях сотрудничества учителя и ученика. Ученик, настроенный на такое сотрудничество, привыкший к нему с готовностью включается в освоение нового упражнения.

Вместе с тем, как и любая крайность,стремление только к творческим взаимодействиям было бы сужением,ограничением средств деятельности педагога.

Так как одним из основных противоречий школы всегда было противоречие между необходимостью установления дисциплины,подчинения всех учеников единым требованиям и необходимостью полного раскрытия творческих сил каждого ученика.

Специалисты предостерегают от обеих крайностей в требованиях взрослого к детям - и от чрезмерной, и от недостаточной регламентации. При чрезмерной регламентации подавляется творческая активность детей, при недостаточной - могут сложиться стихийные,неуправляемые формы их поведения. Учитель обязан владеть обеими полярными формами взаимодействия с классом – чёткой нормированной и свободой действий.

Одна должна быть направлена на создание базовых условий педагогического процесса: - установление дисциплины, контакта, внимания, привитие обязательных навыков, другая - на создание непосредственных условий для полного раскрытия творческих сил,для совместного развития учеников и учителя. Учителю необходимо своевременно переходить от одной формы к другой.

Как увлечь физической культурой учеников известна методика семи уровней взаимодействия педагога с учениками:

1.Установления общей дисциплины, порядка, контакта.

2.Обучения движениям.

3.Совершенствования движений.

4.Контроль как обратная связь учеников с учителем.

5.Игра учеников вместе с учителем.

6.Сотрудничество учителя и учеников постановке целей каждого ученика.

7.Реализация творческих возможностей учеников и учителя.

Умение своевременно применять эти уровни можно добиться успеха.

Учителя не владеющие 6 и 7 уровнями на первый взгляд по внешним показателям имеют успех,но воспитать личность с активной жизненной позицией в подавляющем большинстве случаев не способны.

На примере простых упражнений рассмотрим взаимодействие учеников с учителем на (высших )уровнях. На 6 уровне учитель и ученик ставит индивидуальные задачи . Он объясняет ученику: -У тебя плохо получается кувырок вперёд,потому что вестибулярный аппарат мало тренирован,да и обычной ловкости тебе не хватает. Подбери для себя упражнения, а я помогу тебе их дозировать. На 7 уровне-реализации творческих возможностей ученик используется в качестве помощника учителю тем самым совершенствуется. Без 6 и 7 уровней физкультура усваивается пассивно-иными словами, увлечённость не наступает.

Педагогический труд всегда творческий. Педагог остановившийся в своём развитии, живущий старым багажом не успевающим следить за стремительным бегом времени, может дать занимающимся определённую сумму знаний, но никогда не сможет научить их пополнять эти знания.

И как это порой бывает трудно надо решительно отказаться от того,что сегодня уже не устраивает в работе, что не оправдывалось временем,что устарело.Критический взгляд на свою работу помогает преодолеть негативное влияние, отобрать лучшее, способствующее эффективному решению задач физического воспитания.

Чтобы добиться повышения эффективности знаний с учетом интересов учащихся,отнюдь необязательно  каждый раз изобретать что-то сверхновое,необычное.Арсенал уже известных средств и методов физического воспитания уже велик. И каждый может выбрать из него то, что в данный момент может принести наибольший эффект.

Лучшие педагоги находятся в неустанном поиске наиболее рациональных путей решения важнейших задач физического воспитания. Для этого необходимо укреплять и расширять материально-техническую базу для продвижения своих воспитанников вверх по лестнице физического совершенствования.

Все знают, что на уроке ребята быстро устают,но не от нагрузке, а скорее от однообразия её. Разнообразить же выполнение того или иного упражнения можно при помощи многочисленных приспособлений, снарядов и инвентаря. Разнообразие инвентаря повышает интерес учащихся к занятиям и позволяет увеличить моторную плотность занятий.

Учителям сегодня приходится много учиться. Профессия учителя постоянно требует работы над собой. Как никогда актуально сейчас ориентация педагогов на творчество,на более полную реализацию методических приемов и способов обучения.Необходимо изжить шаблон,педагогический консерватизм, образцы санкционированные только с верху.

При этом надо дать учителю возможность самому решать, что он должен делать и чему учить, не снимая с него ответственности за конечный результат.

Многие педагоги считают что конечный результат-это выполнение учащимися учебных нормативов. Такая точка зрения ошибочна. Через выполнение нормативных требований мы определяем уровень физической подготовленности на данном этапе.Наша задача состоит в том, чтобы привить ученикам потребность в занятиях физической культурой на всю жизнь.

Учителю физкультуры в первую очередь нужны тесты помогающие не просто проверять уровень подготовленности учеников, а тесты-ориентиры, позволяющие обучать занятиям физической культурой, как творческому процессу, в ходе которого формируется мышление учащихся, развивается умение находить не шаблонные решения в сложных ситуациях.

Тесты-ориентиры помогают школьникам в своём физическом развитии,показывают то, к чему они должны стремиться сегодня, завтра, через неделю. Именно такую работу педагога можно назвать творческой.

В начале учебного года каждый ученик проверяет себя по 5 тестам. Эти тесты отражают основные физические качества: сила, ловкость, выносливость, быстрота, гибкость. Выявляется таким образом исходный результат. А дальше каждый ученик начинает очное и заочное соревнование с самим собой и с тем из товарищей кого он надеется обойти. Эти тесты ребята сдают осенью и весной. Результаты весной намного лучше, но итоговая оценка ставиться не последняя официальная, а полученная за весь год.

Учитель должен всегда преследовать цель-научить учеников самостоятельно заниматься физическими упражнениями, самостоятельно решать задачи физического совершенствования, выработать привычку делать это постоянно систематически. Надо добиться что-бы школьники регулярно выполняли  дома физические упражнения, т.к. в этом видеться один из путей приобщения учащихся к повседневным занятиям физической культурой.

Необходимость заниматься дома ребёнок должен понять. Подведении учащихся к пониманию того что именно выполнение ими физических упражнений дома в значительной степени ускоряет овладение важнейшими умениями и навыками,делает их физически сильнее. Во время занятий дети с помощью учителя должны попытаться определить,почему они не могут выполнить то или иное двигательное действие.Педагог помогает увидеть ошибки.

На уроках физической культуры создаются ситуации, когда дети учатся самостоятельно определить для себя конкретные упражнения дальнейших занятий. Например ученики сравнивают свои результаты в беге на 60 метров и видят что результат не соответствует желаемой оценки. Учитель даёт возможность для пересдачи этой дистанции и предлагает тренироваться  дома, объясняет им что одних уроков не достаточно. Как правило школьники соглашаются.

Все знают что необходимо научить учащихся готовить себя к предстоящей работе,разминаться. Во вводной части урока учитель вместе с учениками определяет назначение упражнений,как они воздействуют на организм.Обсуждается вопрос о том,что разными упражнениями можно добиться одного и того же эффекта. Всвязи с этим и рождается домашнее задание: придумать дома упражнения,при этом оговаривается условие - не использовать полностью упражнение, которые выполнялись на уроках, а брать отдельные элементы из известных упражнений разрешается.

Ещё один пример важно приучить детей к длительному бегу.в умеренном темпе дети бегают практически на всех уроках. В ходе этого мы показываем ученикам, как важно на длинной дистанции уметь рассчитать свои силы. Длительность бега от урока к уроку обычно увеличивается постепенно. Вместе с учащимися выясняем как растёт их тренированность.Дети с нашей помощью сравнивают своё состояние, самочувствие с показанным результатом:например,раньше пробегали 10 кругов и уставали,а теперь 15, а усталость не чувствуется.С подсказки учителя при его умелом руководстве ученики делают вывод-выносливость можно повысить,если заниматься бегом дополнительно. Обсуждаем вместе разные варианты занятий:одному удобно пробежаться утром,другому после обеда,третьему вечером.

Чтобы ребёнок занимался ФУ не слепо следуя за педагогом,Чтобы двигательная активность детей озарялась бы мыслью, хорошим средством для этого является ведение дневника самоконтроля.

Ясно, если у учителя физической культуры живет в сердце любовь к детям,если у него есть преданность своей учебной дисциплине, он своей увлечённостью и творчеством обязательно добьётся результатов которые лучше разных премий и наград.

Всех творчески работающих педагогов отличает глубокое знание своего предмета, владение методикой его преподавания,аналитический и конструктивный взгляд на решение различных вопросов, связанных с интенсификацией учебного процесса.

Понятию педагогическое творчество всегда сопутствуют слова поиск, вдохновение подвижничество. Такими качествами должен обладать учитель физической культуры.Должна быть твёрдая уверенность,что конечный итог воспитательных усилий выльется не в количество завоёванных учащимися победных призов и грамот,а приведёт к выработке у молодёжи правильной жизненной позиции,готовности к высокопроизводительному труду и ,если потребуется к защите Отечества.

Категория: Мои статьи | Добавил: user (07.02.2014)
Просмотров: 1794 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Поиск